Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
В коптской литературе известно немало гомилий об архангелах, в том числе несколько, посвященных архангелу Михаилу. Данная сохранилась в единственной рукописи, находящейся в Российской Национальной библиотеке, которая представляет собой часть кодекса на саидском диалекте, содержащую заключительную часть гомилии и почти полный текст мартирия св. Виктора. Почти все указанные гомилии построены по одному плану. Сначала идет восхваление архангела, затем рассказывается какая-либо чудесная история, в которой герою помогает архангел. Все заканчивается нравоучительным заключением. Настоящая гомилия построена подобным образом. Несомненно, она начиналась с энкомия, за которым следует чудесная история, конец которой мы находим в сохранившейся части рукописи. Это известный бродячий сюжет. Богач узнает предсказание о том, что бедный мальчик (в данном случае - сын соседки-вдовы) должен унаследовать его имущество. Он пытается погубить ребенка, но, боясь собственноручно умертвить его, оставляет одного в лесу или бросает в воду в бочке, колыбели, сундуке и пр. В данном случае - в море, что явствует из слов Михаила: "Я - Михаил, который помог тебе во время, когда бросили тебя в море". Все попытки, разумеется, оказываются безуспешными, и богач, наконец, поручает юноше отнести домой письмо, в котором велит своей жене погубить юношу. Доброжелатель юноши, в данном случае архангел Михаил, заменяет это письмо другим, в котором приказывается женить юношу на дочери богача. Любопытно, что в нашей рукописи богача постигает та же судьба, которая, по рассказу Геродота (III, 64), постигла Камбиза: его собственный меч пронзил ему бок, когда он садился на коня. Особенность этой гомилии, выделяющая ее из круга остальных, - описание судного дня (в связи с ролью архангела Михаила), интересное тем, что знакомит нас с эсхатологическими представлениями коптов. По палеографическим данным рукопись датируется X в. Но оба произведения - и гомилия, и мартирий - созданы, несомненно значительно раньше. Гомилия об архангеле Михаиле
…пись[мо] на имя [бо]гача. Он запечатал его. Он дал его отроку, сказав
ему: "Иди себе в мире выполняй дело, ради которого тебя послали".
Когда же [ар]хангел Михаил сказал это ему, он поднялся на небеса в славе. Вы видели, о мои возлюбленные, милосердие великого арханг[е]ла Михаила
по отношению ко всему человечеству. Мы же - нам надлежит, чтобы мы стре[мились]
к нему во всех мо[литвах]. Пусть мы пой[дем] … видеть нас. Ибо они суть
светильники угасшие. Разврат, клевета, корыстолюбие, зависть, ненависть
и другие все грехи - каждый человек, который совершает эти (дела) такого
рода, они суть светильники угасшие.
Сыны Исава восстанут на христиан и будут теснить их, как Навуходоносор в то время, когда он теснил сынов Израиля, когда Бог предал их в его руки за их грехи. Когда мы увидим это происходящим - (то, значит), приблизился последний день и последний час, те, о которых не знает никто, ни, даже ангелы, которые на небе, кроме одного Отца. Тогда солнце потемнеет, и луна станет кровавой, звезды неба упа[дут] на землю. . . [Смяте]ние (букв, должно стоять "смятения") будет и землетрясение по (хата) местам. Высохнут реки и источники. Великая река, по которой плывут суда, станет безводной, и другие три реки' - люди будут переходить через них. После всего этого Сын человеческий снизойдет, сидя на светлом облаке. И увидят его все племена земли и будут скорбеть и плакать. Когда он сядет [в] долине Иоса[фат]овой, сядут с ним [две]надца[ть апосто]лов … [в]се соберутся и придут в это место (и) взглянут на небо и увидят Бога-Отца. Тогда упадут солнце и луна и предстанут также на суд Бога. И после этого затрубит Михаил в долине Иосафатовой. В первый раз, когда он затрубит, выйдет великий ветер. Когда задует ветер, он опустит землю [на] один локоть. [Ког]да он затрубит во второй раз, он опустит землю на два [локтя. Когда он затру]бит [в тре]тий [раз, он опустит землю] на три локтя. П[ос]ле этого ветер будет в то время. Дыхание Бога придет, будучи весьма благоуханным (букв, "смешанным (с благоуханиями)", ... Дух Бога сойдет на землю от края до края земли. И мертвые встанут из своих могил от Адама, первого человека, и соберутся все в долину Иосафатову. Они соберутся все на суд Христа, и их будут судить. Тогда Бо[г] заставит долину Иосафатову расшириться в [т]от день. Будет страх … Б[о]г соберет [их и] отделит друг от друга, подобно пастырю, который отделяет овец от козлищ. Это знак, по которому узнают праведников и грешников. Праведники станут светлы, как солнце. Грешники станут темны, как вретище. Тогда ангелы Бога отделят праведников. Праведники будут с[права] от него, грешники же будут стоять, [прич]ем позор … их … выпустят …, [Дьявол] привлечет к себе всех своих. Тогда он придет в место, в котором находится Христос, судя весь мир. Он станет в отдалении, рыча, как львы, и возопит: "Дай мне моих". И ты найдешь грешников более многочисленными, чем праведников. Дьявол же сам, когда увидит их более многочисленными, чем праведники, обрадуется и скажет таким образом нашему Господу: ,,Пос[мотри] себе на [мо]их, что они многочисл[енны] весьма! Я же … … руки, как ты. Теперь же вот мои более (пара) многочисленны, чем твои". И тотчас благой Отец откроет семь небес одно за другим и взглянет, и увидит своего сына сидящим и судящим мир. Архангел же Михаил, когда увидит грешников весьма многочисленными и услышит то, что лукавый сказал, тотчас преклонится перед судьей истинным в последний раз, [чтобы] он смилостивился [над] че[лове]чеством, [гово]ря: … создание твоих рук. Не дай его дьяволу, о милосердный, сострадательный. В то время, когда они (были) в мире, он пленил их пленом греха". Когда Бог увидит своего великого архангела Михаила плачущим, ответит ему владыка всего: "Перестань плакать, о мой избранник Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им ... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня". Тогда Михаил обрадуется и раскроет свои крылья, весьма великие. Тотчас он пойдет к ним и наполнит свои светлые крылья разом [и] возьмет их к тем, которые справа от [От]ца б[лагого] … и он не оставит ни одной души из тех, которые грешили на земле и (вместе с тем все же) сделали немного добра. Когда Михаил много поблагодарит, Бог скажет своим святым: "Введите и вы также тех, которые сделали немного добра во имя ваше на земле, согласно (хата) тому как я сказал своими божественными устами: "Тот, кто напоит единого из малых [сих] одной чашей воды, во [имя] учени[ка], истинно говорю в[ам, что] он [не лишится своего воздаяния] …" …" …[свя]т[ые] поведут своих. Тотчас грешники, которые остались в этот день, те, в которых не нашли ничего хорошего - тотчас они возопят перед судьей истинным, говоря с обильными слезами: "О Боже вседержитель, мы недостойны твоего милосердия. Мы просим тебя, о Господь милосердный, будь милосерден и к нам •тоже". Тогда ответит судья истинный, [го]воря: ,,[О соз]дание моих [рук, разве не] из-за [вас] . . . Разве не из-за [вас] забили гвозди в [мои] руки? Разве не из-за вас плевали в мое лицо и дули (в знак презрения) на меня? Разве не из-за вас пронзили мне копьем мой бок? В то время, когда вы были в мире, не было никакой правды на ваших путях. Теперь же (2е) ради какого добра, которое вы сделали, я прощу вас? Но погодите немного". И Бог поднимет свои глаза кверху, и Отец закроет •семь небес одно за другим. Тогда он о[бернется] к гре[шникам] .и с[кажет:] … вам, о мое создание, как мой отец закрыл семь небес из-за вас". Когда Сын Бога скажет им таким образом, возвысят свои голоса грешники, плача. В это время Сын Бога закроет свое лицо светлой одеждой и заплачет обо всем человечестве. И все святые закроют свои лица и заплачут. Архангелы и ангелы - все они будут плакать о грешниках, когда увидят своего господа плачущим. [Го]ре, горе всем гре[шникам] в тот де[нь]. Праведный сын, который стоит справа, протягивая свою руку к своему грешному
отцу, который слева, плача, говорит: … Почему вообще, о мой отец,
ты родил меня на земле, чтобы я увидел тебя таким образом? Вот ты будешь
сегодня отчужден от меня, твоего сына!"1.
Праведная дочь женщины, которая стоит справа и видит свою грешную мать,
[го]ворит: "[Го]ре мне, моя ма[ть], почему вообще ты родила меня
в мир, чтобы я увидела тебя та[ким образом. Вот ты будешь отчуждена от
меня сегодня". … брат] праведный брата грешного и вообще все чины, будь
то на небе, будь то на земле - они придут в это одно место. И ты найдешь
ангелов безгрешных стоящими в трепете. Ведь тот день-день печали и смятения
(букв, "день печальный и смятенный"). После этого скажет он голосом бесповоротным:
"Пусть грешники возвращаются в преисподнюю". В то время, когда будет тот
страшный голос, [ан]гелы (неба?) повед(ут)... В тот день преисподняя откроет
свой рот, и бездна также откроет свои губы и поглотит всех грешников. Благо
человеку, который спасется от осуждения в тот день. Это день, когда будет
(букв, "явится") восхваление праведников вместе со всеми святыми.
Теперь же, о мои возлюбленные, да будем мы бдительными и да следим мы
за собой, так как мы не знаем (ни) дня, ни часа, а который нас посетят
и [уберут] из мира. Блаженны [те, которых] найдут... сказать (или "слово")
не только о теле, но и, опять-таки, о душе. Он – тот, который придет в
место архангела Михаила в радости. Архангел же Михаил со своей стороны
обрадуется им также, что они пришли в место покоя непреходящего. В особенности
те, которые творят любовь и приношение во имя его и во имя всех святых.
Вот мы узнали, что у нас есть наш [пом]ощник на [небе], который просит
за нас, а именно архан[гел] Михаил … [про]сит его ... судья и отпустит
на[м] наши грех[и и] спасет нас от лукавого, потому что прощающим и сострадательным
является наш господь Иисус Христос, тот (т. е. Михаил), от которого всякая
слава подобает ему и его отцу благому и духу святому ныне и присно и во
все веки веков. Аминь.
Примечания 1. Букв. "Я - твой сын". |
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|